mtv8Bm=< — Гаккелю премию не выдавать!
~+dps i EhHxB
fAQ — Но, ваше превосходительство, его самолет — единственный, выполнивший условия конкурса... — Служащий Главного инженерного управления недоумевал.
*vaYI3{qN U0_^6zd_ — Единственный! Хм... Тем более. Значит, конкурса, в сущности, и не было!
{Uw
0zC 3
39q%j$ Да, в состязании военных аэропланов, свидетелями которого были не только чиновники управления, но и представители русского технического общества, а также известные конструкторы и инженеры, самолет «Гаккель-VII» показал явное преимущество перед двумя конкурирующими аппаратами — бипланами заводов «Дукс» и Лебедева. Как отмечалось в отчете Главного инженерного управления, «аэроплан инженера Гаккеля выполнил большую часть требований, предъявленных конкурирующим аппаратам». Даже с самым трудным условием конкурса — взлетом с невспаханного поля и посадкой на него — «Гаккель-VII» справился легко и без поломок, в то время как у соперников при посадках все время ломались шасси.
_Ub
`\ytx O6;"cUv Но решающим здесь оказалось то, что Я. Гаккель считался политически неблагонадежным. Поэтому-то и пришлось чиновникам воспользоваться столь несуразным предлогом, чтобы отказать конструктору в необходимой ему в то время поддержке.
hN'])[+V G7CeWfS Так в 1911 году решилась судьба лучшей отечественной машины, одного из совершеннейших аэропланов своего времени. Видный советский историк техники и авиаконструктор В. Б. Шавров писал: «Самолет «Гаккель-VII» был настоящим фюзеляжным бипланом, перспективным, вполне пригодным для военных целей, хорошо выполненным конструктивно. Создание такого самолета в 1911 году говорит о зрелом таланте его создателя Я. М. Гаккеля». Тем не менее аэроплан к производству принят не был.
sFFQ]ST2p )SmnLvL Не получил поддержки в России и И. Стеглау, построивший к следующему конкурсу — 1912 года — самолет, по многим техническим показателям опередивший время. Недаром возле «Стеглау №2» постоянно крутился Антони Фоккер, только еще начинавший свою конструкторскую деятельность голландец. Даже этот новичок смог оценить то, что не смогли или не захотели увидеть «специалисты» из Главного инженерного управления: легкие и прочные сварные узлы, жесткую фанерную обшивку крыльев и фюзеляжа... Прошло не так много времени — и находки русского инженера, перенесенные на машины Фоккера, прославили голландца на весь мир.
R
p&J!hlA <